Информационный бюллетень № 3 от 31 октября 2017 г.
УВАЖАЕМЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ !
Доводим до Вашего сведения важные объявления, запросы Ассоциации и актуальные сведения, касающиеся Вашей профессиональной деятельности. Прошу внимательно ознакомиться.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Обращение Росфинмониторинга по вопросу предоставления сведений по запросам арбитражных управляющих;
- Обращение Банка России по вопросу предоставления сведений по запросам арбитражных управляющих;
- Обращение Федеральной нотариальной палаты по вопросу предоставления сведений по запросам арбитражных управляющих;
- Обращение ЕФРСБ об ошибках в публикациях;
- Напоминание о направлении сведений об образовании членов СРО;
- Уведомление об обязательном повышении квалификации АУ в 2017 году;
- Напоминание об обязанности внесения целевого взноса в Резервный фонд;
Скачать Информационный бюллетень в формате PDF
--- ЧАСТЬ 1 ---
В связи с участившимися случаями направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу запросов арбитражных управляющих о предоставлении сведений в отношении должников (сведений о счетах, об операциях по счету, копий договоров, сведений о бенефициарах, о наличии имущества и пр.), сообщаем следующее.
Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность исключительно в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом при осуществлении своей деятельности Росфинмониторинг руководствуется Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ), Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808, а также иными нормативными правовым актами.
Росфинмониторинг (уполномоченный орган) в целях выполнения возложенных на него задач и функций, осуществляет в установленном порядке сбор, обработку и анализ информации, представляемой организациями, перечисленными в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом, сведения в Росфинмониторинг предоставляются об операциях, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ, в виде форм отчетности в структурированном виде, что не предполагает приложения копий подтверждающих документов.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ уполномоченный орган при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, направляет соответствующую информацию и материалы исключительно в правоохранительные или налоговые органы.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи для сотрудников Росфинмониторинга установлена обязанность сохранения ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и предусматривает установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение указанных сведений.
Ввиду изложенного, имеющаяся у Росфинмониторинга информация может быть использована исключительно в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Кроме того, подпунктом 3 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 149-ФЗ для обладателя информации установлена обязанность по ограничению доступа к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
При этом, обращаем внимание, что целью Федерального закона № 115-ФЗ является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а сферой регулирования данного Федерального закона являются отношения физических и юридических лиц, иностранных организаций, а также государственных органов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Таким образом, предоставление запрашиваемой арбитражными управляющими информации, в целях, не связанных с возложенными на Росфинмониторинг задачами, будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
--- ЧАСТЬ 2 ---
В связи с поступлением в Банк России многочисленных запросов арбитражных управляющих, входящих в различные саморегулируемые организации арбитражных управляющих, касающихся предоставления сведений в отношении владения должниками (юридическими и физическими лицами) имуществом (ценными бумагами), Банк России сообщает следующее.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах учет прав на ценные бумаги осуществляется держателем реестра (регистратором) в реестре владельцев ценных бумаг (ценные бумаги учитываются на лицевом счете в реестре), либо номинальным держателем (депозитарием) в его системе депозитарного учета (ценные бумаги учитываются на счете депо). Место учета прав на ценные бумаги определяется их владельцем самостоятельно. При этом в случае учета ценных бумаг в депозитарии, регистратор не располагает информацией о владельцах таких ценных бумаг. Раскрытие информации о клиентах депозитариев осуществляется только в целях осуществления корпоративных действий (проведение общего собрания, выплата доходов по ценным бумагам).
Банк России не располагает данными о владельцах ценных бумаг и принадлежащих им ценных бумагах, так как указанная информация не поступает в адрес Банка России автоматически. Такие сведения могут быть получены Банком России только путем направления предписаний (запросов) организациям (регистраторам и депозитариям), осуществляющим учет прав на ценные бумаги.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 35 организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра (регистраторы), и 409 организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности (депозитарии). Необходимо отметить, что указанные организации осуществляют централизованный учет таких ценных бумаг как акции, паи, ипотечные сертификаты участия и облигации. Вместе с тем, существуют ценные бумаги, учет прав на которые не предусмотрен законодательством Российской Федерации, и сведениями в отношении них обладает только сам владелец ценных бумаг.
Соответственно, в случае необходимости подтверждения факта владения лицом ценными бумагами (в отсутствие о них каких-либо дополнительных сведений) Банку России потребуется направить предписания (запросы) о предоставлении документов в адрес всех регистраторов и депозитариев, имеющих действующие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, то есть осуществить подтверждение указанного факта в разумные сроки практически не представляется возможным.
На странице Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/ содержится список всех регистраторов и депозитариев, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, в случае если должник (юридическое или физическое лицо) предположительно является владельцем ценных бумаг, за интересующей информацией арбитражному управляющему следует обращаться к регистраторам (депозитариям), осуществляющим учет прав на ценные бумаги. В случае соответствия формы и содержания запросов о предоставлении информации требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах у регистраторов и депозитариев не будет оснований для их неисполнения.
--- ЧАСТЬ 3 ---
Федеральная нотариальная палата обратилась в РССОАУ и саморегулируемым организациям в связи с тем, что в ФНП и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации продолжают поступать многочисленные обращения арбитражных управляющих с требованием предоставить сведения о совершенных нотариальных действиях в отношении конкретных должников, о наличии наследственного имущества у должника, об обязательствах должника и иные сведения о должнике, запрашиваемые в связи с возбуждением производства по делу о банкротстве гражданина.
ФНП просит разъяснить членам Союза нецелесообразность обращения в ФНП и нотариальные палаты с требованием о предоставлении информации о нотариальных действиях, совершенных в интересах должника, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) ФНП в настоящее время предоставляет для свободного доступа неограниченного круга лиц только следующие сведения:
- сведения о доверенности (http://reestr-dover.ru/);
- сведения о залоге движимого имущества (https ://www.reestr- zalogov.ru/).
Остальные сведения о совершенном нотариальном действии составляют нотариальную тайну и предоставляются в порядке, предусмотренном статьей 5 Основ, только указанным в данной статье лицам.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что:
- единая информационная система нотариата (далее - ЕИС) функционирует с 1 июля 2014 года и может не содержать сведения о нотариальных действиях, совершенных до этой даты;
- в настоящее время в ЕИС не содержатся сведения обо всех нотариальных действиях, поскольку переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий ЕИС должен быть осуществлен не позднее 1 января 2018 года;
- сведения о совершенных нотариальных действиях вносятся нотариусом в ЕИС в электронной форме, подписываются его электронной подписью и хранятся на сервере ЕИС в закодированном виде, что обусловлено законодательными ограничениями доступа к таким сведениям, поэтому поиск сведений обо всех нотариальных действиях в отношении конкретного должника технически невозможен.
Требования к содержанию реестров ЕИС установлены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 № 128, в соответствии с которым реестр наследственных дел ЕИС не содержит сведения о наследниках и наследственном имуществе, поэтому запрашивать такие сведения в ФНП или нотариальных палатах не целесообразно.
Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 223.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в производстве по делу о банкротстве гражданина принимает участие исключительно нотариус, условия и объем предоставления им информации финансовому управляющему установлены законом. В частности, нотариус передает финансовому управляющему информацию о наследственном имуществе, ставшую ему известной в связи с исполнением своих полномочий. На территории Российской Федерации все действия, связанные с оформлением наследственных прав уполномочен осуществлять один нотариус - по месту открытия наследства. Местом открытия наследства по общему правилу является последнее место жительства наследодателя (статья 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, доводим до Вашего сведения, что для получения сведений о наследственном имуществе должника следует обращаться к нотариусу по месту открытия наследства, информацию о котором можно получить в нотариальной палате субъекта Российской Федерации, а обращение в Федеральную нотариальную палату или нотариальные палаты субъектов Российской Федерации с требованием о предоставлении сведений о нотариальных действиях, совершенных в интересах должника, в отношении которого возбуждено производство о банкротстве, не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
--- ЧАСТЬ 4 ---
ЕФРСБ осуществил выборочную проверку корректности заполнения полей в сообщениях, опубликованных в сентябре 2017 года, со следующими типами:
- Судебный акт по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности;
- Судебный акт по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также иных лиц, к ответственности в виде возмещения убытков.
По результатам проверки ошибки выявлены более чем в 25% опубликованных сообщений с указанными типами. Наиболее распространенной ошибкой является указание статуса «Привлечен» в графе «Привлечение к ответственности», несмотря на то, что из текста судебного акта следует, что суд либо отказал в привлечении к ответственности, либо дело было прекращено.
Напоминаем, что нарушения при раскрытии сведений о банкротстве являются одними из наиболее частых оснований для привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности в соответствии с частями 3 и 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающими ответственность вплоть до дисквалификации арбитражных управляющих на срок до 3 лет.
--- ЧАСТЬ 5 ---
11 октября 2017 года Ассоциацией СОАУ «Меркурий» был направлен электронный запрос о предоставлении арбитражными управляющими анкеты об образовании и сведений о наличии у Вас ученой степени с представлением скан-копий документов, подтверждающих указанные сведения.
Форма предоставления сведений – электронным письмом на адрес office@soautpprf.ru с вложением заполненной анкеты в соответствии с предоставленным образцом. Срок предоставления информации – не позднее 01 ноября 2017 г.
Заполнение указанной анкеты обязательно для каждого члена СРО вне зависимости от ответов на вопросы.
Направление таких сведений позволит нам расширить диапазон возможностей по привлечению Вас к участию в процедурах, требующих повышенной квалификации арбитражного управляющего в конкретной сфере.
Ввиду очень малого отклика арбитражных управляющих на указанный запрос считаем необходимым пояснить, что игнорирование запросов Ассоциации считается основанием для привлечением к дисциплинарной ответственности. Сведения об ответах на обращения СРО хранятся в личном деле каждого арбитражного управляющего и будут использованы при проведении плановых проверок деятельности в 2018 году. Лица, не представившие сведения, будут рекомендоваться для привлечения к ответственности в виде отказа в представлении кандидатуры в Арбитражные суды для утверждения в делах о банкротстве.
--- ЧАСТЬ 6 ---
В соответствии с Положением об организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих членов Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий» утвержденным Советом Ассоциации 16.05.2017 г., не допускается проведение повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих - членов Ассоциации образовательным организациям и лицам, непосредственно осуществляющим обучение арбитражных управляющих, не утвержденными органами управления Ассоциации или Руководителем Аппарата Ассоциации в качестве соответствующих предъявляемым Ассоциацией требованиям.
Прежде чем обратиться в учебное заведение с целью прохождения обучения уточните, согласована ли программа обучения с Ассоциацией. Документы об обучении по программе ежегодного 24-часового повышения квалификации, предоставленные несогласованными учебными и иными заведениями, приниматься не будут.
Для соответствия арбитражных управляющих требованиям Закона Ассоциацией организовано проведения вебинаров, по окончании которых выдается свидетельство о прохождении обязательного повышения квалификации за текущий календарный год.
Подробнее о прохождении повышения квалификации Вы можете узнать из раздела «Обучение» на сайте Ассоциации: http://soautpprf.ru/01.01.08/54.aspx
По итогу 2017 года лица, не принимавшие участие в проходящих вебинарах Ассоциации или не предоставившие иные документы об образовании в соответствии с Положением об организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих членов Ассоциации, будут признаны несоответствующими условия членства и вынесены на рассмотрения дисциплинарного комитета СРО.
--- ЧАСТЬ 7 ---
Напоминаем Вам о необходимости внесения средств в оплату целевого взноса в Резервный фонд Ассоциации СОАУ «Меркурий» за 3-й квартал 2017 года в сумме 5 000 рублей.
Срок оплаты – 30.09.2017 г. Просрочка внесения указанного взноса более 30 дней служит основанием для привлечения арбитражного управляющего к дисциплинарной ответственности за нарушения требований внутренних документов Ассоциации.
Положение о Резервном фонде Ассоциации СОАУ «Меркурий»
http://soautpprf.ru/01.01.01.03.05/3358.aspx
Порядок формирования Резервного фонда Ассоциации СОАУ «Меркурий»
http://soautpprf.ru/01.01.01.03.05/3359.aspx
С уважением,
Аппарат Ассоциации СОАУ «Меркурий»
Создана: 31.10.2017 12:04, обновление 31.10.2017 12:10