Открытость и публичность системы саморегулирования

Представители государственной власти и профессионального сообщества обсудили вопросы  открытости и публичности системы саморегулирования на одноименной тематической секции 2 декабря

2 декабря в ТПП РФ в рамках III Конференции «Практическое саморегулирование» состоялась работа тематической секции «Открытость и публичность системы саморегулирования». Модерировал заседание – Артур Трапицын - руководитель рабочей группы по информационной открытости и информационным технологиям при Совете ТПП РФ по саморегулированию, Председатель Совета НП СОАУ «Меркурий». В мероприятии приняли участие представители Минэконома России, Росреестра, Ростехнадзора, саморегулируемых организаций, СМИ.

 Открывая секцию, Артур Трапицын отметил, что цель секции – это формирование открытого информационного пространства, без которого невозможно  эффективное  развитие  системы саморегулирования.

Деловое наполнение секции было разделено на три блока вопросов: о государственных органах в системе раскрытия информации, об анализе практики применения приказов Минэкономразвития России № 803 и №55, а также о современных технических  решениях  для автоматизации СРО как на основе обязательного, так и добровольного членства.

С докладом «Осуществление Росреестром контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков» выступила Наталья Щербакова– заместитель начальника Управления по контролю и надзору за СРО Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В своем выступлении она особое внимание уделила количеству внеплановых проверок СРО арбитражных управляющих и СРО оценщиков. В 2012 году было проведено больше 100 проверок, к 2015 году их количество уменьшилось до 59, что свидетельствует о снижении жалоб на СРО. Также представитель Росреестра прокомментировала контроль в части информационной открытости в 2015 году:  по результатам проверок было рассмотрено 38 дел о нарушениях, 23 из которых закончились привлечением к административным штрафам и предупреждениям. В завершении Наталья Щербакова отметила, что СРО очень быстро приводят свои сайты «в норму» и нарушения не носят сплошной характер.

От Росреестра также выступила Ольга Лазарева - заместитель начальника отдела ведения государственных реестров Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций. Она доложила о ведении Росреестром сводного государственного реестра оценщиков.

Далее с докладом «Особенности ведения реестров СРО с членством физических лиц и общие вопросы информационного обмена между СРО и регулятором» выступил Антон Гайдук – эксперт в области информационной открытости СРО,  Генеральный директор ООО "Имплеком". Он сообщил, что Приказ Минэкономразвития России от 13 февраля 2015 г. № 55 подтверждает новый тренд развития саморегулирования в оценочной области. По мнению докладчика, термин «саморегулирование» становится  менее применим – скорее можно более уверенно говорить о полном «госрегулировании» через самофинансируемые «саморегулируемые» организации. В рамках данного вопроса участники обсудили возможность либерализации требований к СРО оценщиков по раскрытию информации.
 
 Анализ практики применения приказа Минэкономразвития России №803 от 31.12.2013 представил Глеб Бабинцев – Генеральный директор ООО «ИНТЕЛКОН», член Комитета НОСТРОЙ по информационной политике. Он представил присутствующим поправки в Приказ, разработанные рабочей группой, которые направлены на устранение неоднозначных толкований. Докладчик также отметил, что необходимо учитывать динамику информационной среды и проводить коррекцию нормативного акта  для соответствия задачам открытости и снижению избыточной технологической нагрузки на СРО.

 В отношении поправок в Приказ также высказалась Ирина Сапегина – член экспертного Совета НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства в строительной сфере.  Она сообщила присутствующим, что данные поправки рассматривались в Национальном объединении строителей, которое, к сожалению, не смогло дать на них экспертное заключение, так как нормы требуют узкоспециализированных технических и информационных знаний. Ирина Сапегина обратилась к представителю Минэконома – Розе Арутюнян – с просьбой уделить особое внимание представленным поправкам.

Далее Анастасия Артемьева – Руководитель Аппарата  НП СОАУ «Меркурий» поделилась успешным опытом автоматизации работы СРО. Переход на автоматизацию деятельности СРО позволяет значительно сократить объем документов, хранящихся на бумажных носителях, а самое главное систематизировать информацию о членах СРО.

Сектор «добровольных» СРО представил Евгений Куницын – Генеральный директор СРО специалистов стоимостного инжиниринга (НП НОССИ),   с докладом «Информационная открытость как один из основных методов развития профессиональной деятельности». Было подчеркнуто, что сегодня в системе строительного ценообразования и в целом строительного комплекса остро стоит проблема отсутствия информационного обеспечения о фактической стоимости работ, которое включало бы информацию о фактической стоимости строек, объектов капитального строительства, конструктивных решений и видов работ, а также актуальную информацию о разработанных в регионах нормах на новые технологии производства работ. Создание такой системы ценовой информации позволило бы  достичь «прозрачности» ценовой среды рынка строительных работ, в том числе материальных ресурсов; обеспечить открытость реальной ценообразующей цепочки; исключить коррупционную составляющую; обеспечить фискальные органы надежной основой для контроля.

 Заключительным стал доклад Антона Мороза -  Вице-президента Санкт-Петербургской ТПП, члена Cовета НОПРИЗ, по вопросу концепции единого информационного пространства на базе реестра членов СРО. Докладчик подчеркнул, что  обеспечение единого экономического и информационного пространства – общая задача представителей гос. власти и саморегулируемых организаций. Антон Мороз предложил уделить особое внимание взаимодействию Реестра СРО и государственных электронных площадок, на которых проводятся размещение госзаказов, поскольку скоординированность информации двух этих систем позволит наладить взаимодействие между СРО и госзаказчиком при исполнении членом СРО госконтракта. Кроме того, нужно дополнить реестр информацией о сотрудниках членов СРО в целях формирования базы знаний о рынке труда в строительстве.

 Подводя итоги дискуссии, Артур Трапицын обозначил следующие  предложения в общую резолюцию Конференции «Практическое саморегулирование»:
1. Продолжить работу по  унификации информационного обмена по отраслям с обязательным членством в СРО, в том числе путем разработки и принятия фед.стандартов по раскрытию информации,  так как наличие единого отраслевого детализированного  стандарта будет на пользу как самим СРО так  и Регуляторам.

2. Рекомендовать доработать Приказы Минэконома №55 и №803 по результатам анализа практики их применения, тем самым снизив необоснованную нагрузку на профессиональное сообщество по раскрытию данных, которые как правило не используются.
3. Рекомендовать изъять  паспортные  данные  и адреса места жительства членов СРО из реестра  СРО с членством физических лиц, так как это позволило бы  исключить организационно-технические требования к СРО, как к оператору персональных данных, т.к. остальные данные подлежат обязательному раскрытию на сайте СРО.
4. Поддержать идею необходимого взаимодействия с ведущими разработчиками программного обеспечения для СРО с целью выработки наилучших технических решений по интеграции программных продуктов СРО.

Полная видеозапись секции доступна по ссылке:

http://www.youtube.com/watch?v=uzVjuIQNkec

Создана: 04.12.2015 12:26, обновление 04.12.2015 12:26